Форт Красная Горка в Ленинградской области очень интересное место для посещения, в том числе и с детьми. Форт Алексеевский, так раньше назывался Форт Красная горка, достопримечательность Санкт-Петербурга хотя и расположен в 70 км от города. Посещение форта лучше всего наметить на сухую погоду, так как основная часть экспозиции это реальные сооружения форта и орудия, которые расположенные на открытом воздухе.
Содержание
- История Форт Красная Горка Ленинградская область
- Музей форта Красная горка Санкт-Петербург
- График режим работы музея Красная горка
- Укрепление Форта и орудия на территории форта Красная горка
- Береговой ракетный комплекс «Сопка»
- Артиллерийский транспортер ТМ-3-12 в форте Красная горка
- Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 в форте
- Мемориал форта Красная Горка
- Мыс на Финском заливе у форта Красная горка
- Где расположен и как добраться до музея форта Красная горка
История Форта Красная Горка Ленинградская область
Форт «Красная Горка» — один из последних фортов Российской империи, названный Алексеевским в честь цесаревича Алексея.
Разработка проекта крепости началась в 1907 году, за основу была взята модель «русского форта» К.И. Величко. Место для нее было выбрано на высоком южном берегу Финского залива возле деревни Красная Горка, напротив нее через залив на северном берегу на мысу Инониеми расположился форт Ино. Строительные работы начались уже в 1909 году.
Артиллерийское вооружение форта Красная Горка включало шесть 6-дюймовых (152 мм) скорострельных орудий Канэ, восемь 10-дюймовых (254 мм) орудий Бринка, восемь 11-дюймовых (280 мм) гаубиц. Впервые за всю историю береговых укреплений были установлены орудия калибра 12 дюймов (304 мм), разработанные по типу корабельных установок российских линкоров и имеющие дальность стрельбы 25 километров. Из них сформировали еще две батареи: 4 орудия в открытой установке и 4 орудия в двухбашенной. Фортификация крепости завершилась в 1915 году.
Интересен то факт, что в советское время форт Красная Горка был переименован в Краснофлотский, а Серая Лошадь — в Передовой. Название сохранилось до наших дней лишь за железнодорожной станцией, а за крепостью не прижилось.
В полной мере свое предназначение форт Красная Горка выполнил в годы Великой Отечественной войны. Его значение и мужество защитников трудно переоценить. Фактически форт стал основой обороны Ораниенбаумского плацдарма — района от реки Воронка до Петродворца, ограничивая продвижение немецких частей радиусом действия 12-дюймовых орудий.
Также вокруг Красной Горки по железнодорожным путям курсировали бронепоезда «Балтиец» и «За Родину» и транспортеры с крупнокалиберными корабельными орудиями (180-мм, 356-мм). Крепость удерживала свои позиции в течении 2,5 лет двойной блокады. Особая заслуга принадлежит гарнизону форта за артиллерийский удар по деревням Гостилицы и Дятлицы в январе 1944 года, положивший начало полному снятию блокады с Ленинграда.
Форт существовал как воинская часть до начала 1960-х, после чего был разоружён, пушки и оборудования отправлены на переплавку. В 1975 г. на форту создали мемориал, на бывшей 6-дм. батарее установили три орудия (100-, 130-мм и 6-дм. орудие «Кане») и два ж/д орудийных транспортёра — ТМ-3-12 и ТМ-1-180. В начале 1990-х военные окончательно покинули форт и мемориал подвергся разграблению. Сам форт также подвергся налёту «металлических мародёров».
Музей форта Красная горка Санкт-Петербург
Если ехать из Санкт-Петербурга на электрички, а потом пешком или на автомобиле, то с высокой долей вероятности прибудете к форту со стороны железнодорожных ворот.
Конечно от ворот и железной дороги не чего не осталось, но проезд имеется. Пройдя через него или можно проехать на автомобиле, то по левую сторону увидите желтое здание. Это убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта, вот в нем и располагается музей.
Если ехать дальше в конце здания музея имеется небольшая парковка на десяток автомашин. Оставляем машину на парковке и идем осматривать музей.
График режим работы музея Красная горка
Точного графика работы музея нет, но как говориться на порталах форта Красная горка, музей всегда открыт в субботу или воскресенье и по отдельным праздничным датам. Например, мы посещали в среду, но 12 июня, музей был открыт.
Режим работы музея с 11-00 до 19-00 часов.
Заходим в музей и попадаем в помещение, где выставлены экспонаты. Первое, что впечатляет это обилие реальных и подлинных (не макетов) устройств, приспособлений, аппаратуры и оружия. Много подлинных предметов подводного дела.
Конечно сами стенды сделаны из того что было, но вся экспозиция и старые интерьеры очень реально передают атмосферу того времени. Думаю, когда сделают нормальный ремонт и уберут экспонаты под стекло этот чувство той эпохи уйдет, станет как то немного по музейному, а сейчас это как будто зашел на свой склад, как будто это всё твое и если нужно, то будешь этим пользоваться.
Стенд с оборудованием связи поражает своим обилием и разнообразием, так как это не государственный музей.
Осматривать без экскурсовода экспозицию можно, но с экскурсией интереснее. Так как музей форта Красная Горка создан не государством, а добровольцами, то подойдите к любому и задайте вопрос и всё, у вас экскурсовод появился. Вы столько узнаете о жизни форта, о вооружение и снабжение и как держал оборону во время второй мировой войны.
Действующий подъемник подачи снарядов позволит вам не только представить как подавались снаряды, но и поучаствовать самому, попробовать покрутить рукоятки.
Так же можно узнать, что световое оборудование Сименс в России использовалось давно и как работал прожектор сто лет назад.
Кроме того, здесь размещается весьма интересная экспозиция, посвящённая кирпичам и изразцам и их применению в строительстве. Более подробно расспросить не удалось, много было народу и у всех вопросы, поэтому дело не до кирпичей.
После ознакомления с экспозицией музея, выходим на улицу и двигаем к парковки и рекомендую не садиться на машину, а просто пройти метров триста пешком до основной уличной экспозиции.
Укрепление Форта и орудия на территории форта Красная горка
Пока идете метров триста по лесной проселочной дороге, по левую руку увидите брошенные здания, оставьте осмотр их на обратный путь, вдруг у вас не останется сил или времени. Через три минуты пешком перед вами откроется большая площадка, на которую можно приехать и на автомобиле.
Совет. Оставьте автомобиль у музея, сделав круг по форту вы вернетесь опять к музею, авто вам будет только мешать, а ходить не так и много.
Форт Красная Горка интересен тем, что там можно везде ползать, лазать, забираться и ко всему есть свободный доступ. Как только станет настоящим музеем эта свобода закончиться. Пользуйтесь моментом, история доступна вам практически без ограничений.
Самое захватывающее – это казематы (каменные помещения под землей, защищающие от выстрелов и бомбардировок). Внутри казематов очень темно, поэтому здесь вам пригодиться фонарик.
Зайти в казематы предлагаю на против корабельной артиллерийской установки Б-13, на фото выше видны два входа во внутрь. И если пойти в правую сторону, то можно выйти у другого артиллерийского дворика. Расстояние между этими входами по коридорам метров сто.
Подземные сооружения очень большие и потеряться там можно, но не на этом маршруте. Вы увидите комнаты за комнатами и бесконечные лабиринты. Если вы не следопыт, то для представление о лабиринтах коридоров и внутренних помещений вы получите.
Техника представленная на площадке форта Красная горка:
- Корабельная артиллерийская установка Б-13
- Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка»
- Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
- Артиллерийский транспортер ТМ-1-180
Береговой ракетный комплекс «Сопка»
Береговой ракетный комплекс «Сопка» или проще говоря пусковая установка первой крылатой ракеты КС-1 Комета. Рассказывают, что корпус украли еще в 90е на алюминий. Мемориал в то время ни кто не охранял.
Ракета была похожа МиГ-15 только раза в два меньше. Посмотреть, как она выглядела можно здесь>>
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Самолет-снаряд_на_пусковой_установке_(в_профиль).jpgАртиллерийский транспортер ТМ-3-12 в форте Красная горка
305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12 (заводской № 357). По документам проходила под № 3 (затем № 12). Проект железнодорожного транспортера был разработан в 1932-1936 гг. в ЦКБ-19 под руководством А. Г. Дукельского. Три таких транспортера были построены Николаевским государственным заводам им. А. Марти к январю 1939 г.
Предназначались для береговой обороны при борьбе с линейным и десантным флотом противника. Основу установки составляло 305-мм/52 орудие Обуховского завода, разработанное для линкоров типа «Севастополь». Для установок пошли орудия из запасов до 1917 г., перестволенные в 1935 г.
Стрельба могла вестись как с помощью подготовленных бетонных оснований постоянных позиций, обеспечивавших круговой обстрел, так и прямо с пути (когда горизонтальное наведение обеспечивается при помощи радиуса поворота путей), но тогда только с небольшой горизонтальной поправкой наведения.
Тактико-технические характеристики артиллерийского транспортера ТМ-3-12
- Калибр орудия: — 304,8 мм;
- Длина ствола: 15,85 м (52 калибра);
- Длина транспортера: — 33,92 м;
- Масса в походном положении: 340 т;
- Орудийный расчет: 50 человек;
- Скорострельность: 1,8-2 выстр./мин;
- Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала 33 км;
- Максимальная скорость: с паровозом — 45 км/ч, самоходом — 2 км/ч;
- Боезапас: 200 снарядов (75% — фугасные; 25% — бронебойные).
Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 в форте
180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180, заводской № 102, производства 1938 г. Проект транспортера был разработана в АНИМИ в 1931-1932 гг. Первые 4 транспортера были изготовлены в 1934-1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе.
Основу артиллерийской установки составляло орудие Б-1-П завода «Большевик», разработанное для крейсеров типа «Киров». Принципиальным отличием транспортера МО-I-180 от 356-мм и 305-мм железнодорожных арт. установок была возможность ведения кругового обстрела с не оборудованной позиции. Для этого установка опиралась на брусья, устанавливаемые на шпалы железнодорожного полотна, а также на опорные ноги.
Подача боеприпасов осуществлялась вручную по рольгангам из двух специальных вагонов-погребов, стоявших спереди и сзади транспортера.
Тактико-технические характеристики артиллерийского транспортера ТМ-1-180
- Калибр орудия: 180 мм;
- Длина транспортера: 19,98 м;
- Масса в походном положении: 160 т;
- Броневая защита: 20-38 мм;
- Орудийный расчет: 40 человек;
- Скорострельность: 3-5 выстр./мин;
- Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда составляла от 23,2 до 44,1 км;
- Максимальная скорость: с паровозом — 55км/ч, самоходом — 16 км/ч.
Осмотрев Артиллерийский транспортер ТМ-3-12, Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 обязательно пройдите дальше по тропинке к мемориалу краснофлотцам и красноармейцам.
Мемориал форта Красная Горка
Мемориал краснофлотцам и красноармейцам, погибшим в гражданскую войну, при отражении интервенции 1919 г., при подавлении Кронштадтского восстания 1921 г. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.
На мемориальной доске надпись: «Советским военным морякам, погибшим за Родину в 1919–1921 и 1941–1945 гг.». Вся площадка представляет собой братскую могилу, в которой похоронено около 250 моряков и красноармейцев, погибших в Финском заливе и на сухопутных позициях при защите подступов к фортам «Краснофлотский» и «Передовой».
Намогильный памятник находится в восточной части мемориала. В западной — памятник трем эсминцам — «Гавриилу», «Константину» и «Свобода», подорвавшимся на английских минах в 1919 г., в виде трех мачт и трех якорей. Рядом с ним — орудия и памятная плита — памятник морякам-артиллеристам, героическим защитникам Ленинграда.
Мыс на Финском заливе у форта Красная горка
Вернувшись с мемориал форта Красная Горка к месту стоянки артиллерийский транспортер ТМ-3-12, Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 обязательно пройдите на берег Финского залива. Для этого необходимо пройти мимо последнего бронепоезда ТМ-1-180 в сторону батарей и пройти между 10 дюймовыми батареями и 11 дюймовыми по тропинке, и сразу же повернуть направо и двигаться, вдоль 11 дюймового укрепления, до мыса. Идти минуты две, но какой вид вас встретит.
Где расположен и как добраться до музея форта Красная горка карта
Находится музей непосредственно на территории Форта Красная Горка в одном из его исторических объектов — убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта.
Координаты: 59.973333 29.328333 (N 59°58′24″ E 29°19′42″)
При любом способе добирания, вам не пропустить развилку с дорожным указателем на Форт.
Дальше по булыжной мостовой около полутора километров до железнодорожных ворот, потеряться не возможно. Если вдруг пропустите один поворот к музею, то непременно встретите следующий указатель на форт.
Совет Если повернуть налево на Коваши и доехать до города Сосновый Бор, то можно посетить Андерсенград, интересное место.
Добраться до Красной Горки можно следующими способами:
- На электричке, отправляющейся с Балтийского вокзала и следующей до станции Калище. Выйти нужно на платформе «68 километр»
- На маршрутных такси: №401, отправляющемся от станции метро «Автово», и №402, отправляющемся от станции метро «Парнас». Для успешного проезда через погранзаставу гражданам России необходимо иметь паспорт, а иностранным гражданам – пропуск (выдаются пропуска Управлением Федеральной Пограничной Службы). Непосредственно на форт автобус не заезжает, потому надо выйти на перекрёстке, перед которым висит большой указатель, одно из направлений — ФОРТ.
- На личном автотранспорте. Вопрос с погранзаставой аналогичен предыдущему пункту.
Любителям природы и дальних прогулок, очень рекомендую посетить мраморный каньон в Карелии Рускеала. Впечатления будут самые восторженные и больше всего удивит, что это у нас в России.